Немалую популярность в последние годы среди молодых людей получила так называемая "историческая" литература. Интерес молодых людей к такой литературе понятен, поскольку школьный и университетский курсы истории буржуазной системы образования не способны заполнить пробелы в этой области. Поскольку основная часть населения доступа к достоверным источникам не имеет, а публикации сборников исторических документов незначительны, то у буржуазных писателей развязаны руки в деле написания "исторических бестселлеров". Эти сочинения содержат немало нелепостей, одна из которых - байки о невежественных лодырях- комиссарах, гнавших под фашистские пули красноармейцев при помощи заградотрядов НКВД.
Собирая материалы, посвященные 100-летию издания работы В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", обнаружил любопытную статью: "Моя работа над книгой "Материализм и эмпириокритицизм" батальонного комиссара П.Носова, изданная в сборнике "Пропагандист и агитатор РККА" №24 за декабрь 1939 года. Вот как работали над марксистской литературой политработники Красной Армии: "Читал книгу по главам. Во время чтения подчеркивал основные мысли, выписывая их в тетрадь. Отмечал также характерные философские определения и фамилии неизвестных мне буржуазных ученых и философов, упоминаемых Лениным в книге. Против выписанной в тетрадь неизвестной мне фамилии я помечал: "справиться", "выяснить социальное лицо, основные взгляды". Не пропускал я и те места, где Владимир Ильич иронизирует по адресу эмпириокритиков, махистов. Например, Авенариус утверждал, что мозг не является органом мысли. Ленин, иронизируя, указывает: "...Неужели есть такие философы, которые способны защищать эту безмозглую философию..." Выписывал я и не совсем ясные для меня слова, например, "координация", "интроекция" и др.
После каждого непонятного слова делал пометку: "справиться в словаре или энциклопедии". После прочтения каждой главы я обращался к словарям, энциклопедиям, к примечаниям в сочинениях Ленина, к справочной литературе и выяснял, что мне было непонятно. После всего этого я приступал к составлению вывода по прочитанной главе..." И далее: " Прочтя всю книгу "Материализм и эмпириокритицизм", я решил составить план книги. Составив план, я приступил к работе над конспектом. Готовый конспект я перечитывал несколько раз, слабые места редактировал вновь, а затем переписал конспект заново".
Вот перед нами один из многих примеров того, как прогрессивная партийная и комсомольская молодежь со всей ответственностью работала над своим коммунистическим мировоззрением. Серьезный подход к работе с марксистской литературой не мог появиться в среде политработников Красной Армии вне преемственности поколений коммунистов. Если бы масштаб репрессий в 30-е годы был настолько велик, как клевещет буржуазная пропаганда, то вряд ли бы смогли дети рабочих и крестьян так серьезно и систематически заниматься научным социализмом. И следовательно, при таком серьезном уровне идеологической работы байки о "заградотрядах" выглядят примитивной ложью.
Для ребят, вступающих на путь борьбы в рядах коммунистического движения, хотелось бы заметить следующее. Революция - это дело веселое, но требующее серьезной организации своих усилий, усилий товарищей и помощи наставников постарше. Важной частью ее было, является и всегда будет, прежде всего, духовное воспитание. Это - серьезная работа, и первым работником среди отечественных коммунистов в ней можно назвать В.И.Ленина. Она не делается "историческими" бестселлерами и другим легким чтивом. Она выполнима именно так, как рекомендовал когда-то ныне совершенно незаслуженно забытый батальонный комиссар П. Носов и другие настоящие коммунисты.